Новости

Чем грозит новый иск ОКХ к ММПКХ и что давно пора было сделать

Недавно в прессе появились публикации о новом иске управляющей компании «Озерское коммунальное хозяйство» (ОКХ) к ММПКХ на огромную сумму – более 600 млн рублей - http://ozersk.ru. Евгений Шитиков разбирался в этой запутанной истории.


Рано или поздно это должно было случиться. В октябре 2015 года ОКХ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ММПКХ о признании незаключенным соглашения о переходе на т.н. «прямые платежи» от 25.07.2012 и выиграло этот процесс. Дело в том, что летом 2012 года наши власти (в это время обязанности Главы администрации исполнял Анатолий Баранов, известный своими «вольными интерпретациями» требований законодательства), инициировали переход на прямые платежи жителей города ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие компании.


В соответствии со ст.155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям только на основании решения общего собрания http://base.garant.ru


Реально же, никаких собраний собственников не проводилось, а в 2012 году юристы администрации рассудили так: пусть переход на «прямые платежи» будет оформлен как переуступка права требования – на том и порешили. Ведь необходимость такая действительно была – все думали, что это недобросовестные УК собирали деньги от населения за тепло и воду и не рассчитывались с ММПКХ, вгоняя его в большие долги (справедливости ради скажу, что отчасти это справедливо, но лишь отчасти). И тогда действительно казалось, что стоит лишь перевести жителей на «прямые платежи», как это остановит рост долгов ММПКХ и поэтому это нужно было провести любыми средствами, пусть даже и с нарушением формальной процедуры, установленной Жилищным кодексом (в скобках замечу, что сейчас, спустя почти 4 года, стало очевидно, что ММПКХ это не спасает – долг все равно растет, несмотря на действующие «прямые платежи», но это отдельная история).

И вот в октябре 2015 УК ОКХ в суде отыгрывает назад принятые тогда решения, апеллируя именно тем, что нарушена статья 155 ЖК РФ. В решении суда сказано: ответчиком (ММПКХ) не представлены доказательства наличия волеизъявления собственников и нанимателей жилых помещений в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ о внесении платы за коммунальные услуги РСО (http://sudact.ru) и в суде было признано, что соглашение о переводе на прямые платежи населения с ММПКХ несостоятельно, так как собрания собственников по данному вопросу не проводились. И вот теперь все эти недоработки «вылились» в то, что УК ОКХ подал к ММПКХ иск на возмещение платежей жителей с сентября 2012 года. Правда, пока иск оставлен без движения до 8 апреля – так как истец не смог предоставить убедительных доказательств правомочности этой суммы. http://kad.arbitr.ru


Что делать?


Еще в ноябре 2012 года на страницах «старого» Озерского городского форума я писал: Переход с 1 сентября "абонентов" УК ОКХ на прямые расчеты с ММПКХ обусловлены не только этим, но и соглашением между ММПКХ и ОКХ - просто на Козловского завели уголовное дело и он под нажимом согласился на такую схему - и теперь у ОКХ остается только плата за содержание и ремонт жилья. Это было сделано как раз для того, чтобы "отсечь" недобросовестных посредников от управления финансовыми потоками - ведь раньше ОКХ исправно собирало все платежи с населения, а с поставщиками тепла и воды (ММПКХ) не расплачивалось, мотивируя это несоответствием ресурсов установленным нормативам качества (правда, и сами ничего не делали, чтобы повысить качество ресурса - им это было невыгодно :)). Но, как показала практика, эта схема (перевода «на прямые платежи» без волеизъявления жителей) не соответствует законодательству и отыгрывается назад на «раз-два» при ослаблении административного давления на УК. Легально перевести жителей на прямые расчеты - это большая и очень трудоемкая работа, которой никто не хочет заниматься.


Чем закончится судебное противостояние ОКХ и ММПКХ, насколько ухудшится в результате и без того плачевное финансовое состояние основной ресурсоснабжающей организации города, не берусь предсказать – это покажет время, но мне, как активисту, глубоко «погруженному» в тему ЖКХ города, очевидно, что активное участие муниципалитета в отношениях собственников и управляющих компаний остается очень актуальным. Боюсь, число вопросов у жителей в сфере ЖКХ, будет только увеличиваться – это и капитальный ремонт, и ОДН, и приборы учета и многое другое.


Считаю, что в Озерске необходим Общественный совет по ЖКХ, который, с одной стороны, собрал бы активных жителей многоквартирных домов, руководителей КТОСов, общественных экспертов и просто тех, кто хочет системно разобраться в происходящем и повлиять на выработку решений, а с другой стороны – чиновников администрации, работников ММПКХ и управляющих компаний, кто сможет квалифицированно ответить на поставленные вопросы и преобразовать найденные в процессе обсуждений решения в практические действия. Убежден, в нынешней кризисной и крайне запутанной ситуации только диалог, только сотрудничество смогут вывести озерское ЖКХ из многолетнего кризиса.


Ключевым моментом должно стать доверие между всеми сторонами этого сложного хозяйства и готовность сотрудничать, конструктивно ставить проблемы и совместно находить решения, подчас и очень непростых, наболевших вопросов. У всех участников должно превалировать ощущение общей, совместной ответственности за происходящее в хозяйстве: как бы ни был силен соблазн «списать все» на одну сторону – администрацию, УК, ММПКХ и проч. – нельзя забывать, что в сложившейся ситуация есть доля ответственности каждой стороны – и жителей тоже. Конечно, вначале будет море негатива и взаимных упреков и обид – и тут необходим модератор, который сможет вывести разговор на конструктив, на рациональный, а не эмоциональный анализ проблем и поиск решений, но не популистских, а реально выполнимых, хотя и весьма болезненных.


Необходим честный, предельно откровенный разговор о судьбе коммунального хозяйства в Озерске и стоящих перед ним проблемах – многолетнего недофинансирования, изношенности и ветхости сетей, долгов, наведения порядка в муниципальном имуществе – без этого не возникнет ощущения, что власть готова в диалогу. Только совместное честное, часто жесткое обсуждение проблем позволит найти те крайне необходимые решения, которых заждался город. И кстати, создание таких Общественных советов – это не блажь, а необходимость и тренд времени: например, подобный Совет создан в ЗАТО Заречный (http://gladkov-zar.livejournal.com) - лидеру среди «закрытых» городов по количеству социальных инноваций.


А ведь такой Общественный совет можно создать и в Озерске, и пусть он будет посредником между властью и жителями. Допустим, при Ассоциации Советов многоквартирных домов. Уверен, только так можно сделать реальный шаг к «развороту» ситуации.


Координатор движения «Зеленый Озерск»

Евгений Шитиков

Нет комментариев

Добавить комментарий