Мы живем в удивительное время информационных технологий. Не выходя из-за своего письменного стола, можно пообщаться с друзьями в США или в Австралии с помощью интернета, узнать последние новости, скачать самые свежие фильмы и песни...
При этом, остается в ходу и старый (чуть было не сказал - дедовский) способ: «Что там у тебя есть новенького? О! Дай переписать!». И этот замечательный способ «дай переписать» делает народным достоянием все то, что заслуживает внимания, но не может пробиться к широкой аудитории официальным путем: через «государственные» телеканалы и не менее «государственное» радио.
Во многом благодаря этим способам песни нашего земляка Сергея Князева, чей концерт в прошедшие выходные блестяще прошел в ДК «Маяк», нашли своих поклонников от Калининграда до Нефтеюганска и дальше.
И немалую роль в этом сыграл сайт Владимира Окунева «Музей Шансона». На праздновании пятилетия данного медиа-ресурса, на апофеозном, питерском концерте, среди самых ярких представителей этого песенного жанра выступал и Сергей Князев.
Сегодня у нас есть возможность пообщаться с озерским шансонье.
— Сергей, как ты попал на этот концерт?
— Сначала уехал в Калининград на международный фестиваль жанровой музыки. Он проводился в рамках «Шансон года». Там было 12 стран-участниц, все русские люди, которые живут не только в России, но и за рубежом и занимаются жанровой музыкой. И наши «американцы», и «израильтяне», и «шведы», и «французы»... Все россияне, которые работают на эмиграцию за рубежом.
Россию представлял Владимир Стольный (это московский шансонье) и я. Мы выступили достаточно удачно, хорошо. Все было здорово. А буквально через месяц поступило официальное приглашение от Владимира Окунева. Это владелец сайта «Музей Шансона» (www.shansonprofi.ru – самый раскрученный сайт в мире жанровой музыки). Владимир - самый большой коллекционер в мире музыки шансона. И он собирал самых востребованных музыкантов, исходя из опроса своего сайта. Все эти годы на нем есть и моя страничка.
На пятилетие «Музея Шансона» по итогам опроса было отобрано 26 человек (как групп, так и тех, кто занимается сольной карьерой). Конечно, было очень приятно, что с такими тузами, мэтрами сцены, как Саша Звинцов, Саша Дюмин, Крестовый Туз, Афина, «Беломорканал» (в жанровой музыке, в которой я работаю - это мега-звезды). Был приглашен и я. Володя позвонил и сказал: «Сергей, песни твои очень рейтинговые, и в Питере, и вообще на севере (имеется в виду на Северо-Западе: Мурманск, Архангельск) и люди проголосовали, что на концерте хотели бы видеть среди прочих и Сергея Князева».
Я редкий гость на такого рода вечеринках, фестивалях, поэтому, когда мы готовились к концерту, к выступлению, выставляли звук и все прочее, ко мне многие подходили и говорили: «Серый, про тебя все слышали, но никто тебя никогда не видел». И очень было здорово, что приехали люди на концерт, чтобы меня посмотреть и из Нефтеюганска, из Челябинска, из Екатеринбурга, из Перми...
И после того, как все это мероприятие было очень удачно, очень красиво завершено (зал был большой, а билеты были распроданы еще в ноябре), тут же ко мне подошел Саша Звинцов (это мой давний-давний очень хороший товарищ, в настоящее время это икона жанра, в котором мы работаем) и пригласил меня в Самару отработать самарский концерт. Там открывали под Самарой в Чапаевске ночной клуб «Сова». Во времена кризиса было очень интересно наблюдать, что везде все рушится, падает, а тут ночные клубы открывают с боулингами, с шикарными танц-полами...
В Самаре мы сделали трехчасовой концерт с Сашей Звинцовым. А своеобразным итогом моего питерского выступления (не считая Самары), стало то, что меня пригласили в Москву, в один из самых раскрученных шансон-кафе (кафе «Бутырка») с сольной программой.
Мне, конечно, было очень приятно узнать, что на этой сцене со мной в этот же месяц будут выступать и Михаил Шуфутинский, и Люба Успенская, и тот же Саша Звинцов, и группа «Попутчик» (это группа Михаила Круга)... Кажется, я что-то нащупал. Долго шел, конечно, к этому.
— Кстати, о столичных исполнителях. Отличаются они чем-то от провинциалов?
— Я не знаю, насколько объективно мое мнение на этот счет... Хотя мне есть с чем сравнить, я и с ними пообщался, и с разными людьми с периферии...
Люди, которые занимаются творчеством в той же Москве, настолько любят себя, свое творчество... Иногда, будучи абсолютно бесталанными людьми, без слуха, без голоса... Но если у тебя есть магазин, ты там занимаешься «Цептером», грубо говоря, и можешь заплатить 400 тысяч долларов за ротацию на «Радио Шансон» и заплатить полторы тысячи евро за сведение одной песни, то ты запишешь и станешь популярным, будешь крутиться и светиться...
Но радует-то то, что такие люди в жанре долго не задерживаются. Они уходят или в попсу или еще куда... В жанре обмануть невозможно.
Дело в том, что сколько мы выступали, сколько я видел людей, ни один жанровый исполнитель никогда не спел ничего «под фанеру». Никогда такого не было. Почему на больших концертах, на Кремлевских, например, нет Александра Новикова, нет Александра Дюмина, нет Кати Огонек, Владимира Чернякова? Потому что изначально эти люди не привыкли врать со сцены хоть в чем-то.
А москвичи... Ведь в большинстве своем эти люди все покупают, выдавая за свое. Все продается и все покупается. Я когда стал с этим сталкиваться, для меня это настолько было дико... Вот, например, я познакомился в Москве с молодым человеком, который достаточно богат, ездит по периферии, где зарплаты на несколько порядков ниже, чем в Москве. Находит какого-нибудь музыканта в ресторане, который пишет песни, сидит там в кабачке, зарабатывает рублей пятьсот за вечер, но песенки хорошие, которые можно что-то где-то... И вот этот товарищ приходит и говорит: «Я дам сейчас тебе тысячу долларов... Тысячу долларов!!! Только ты напиши мне бумажку, что отказываешься от этой песенки». За тысячу долларов при заработке в пятьсот рублей... Естественно, тот говорит: «Конечно!!! У меня еще есть!»
И они вот так собирают по периферии. Потом все это редактируется, отбирается, шлифуется профессионалами. И потом этот «покупатель» выходит, его объявляют: «Слова и музыка Иванова Ивана Ивановича! Мега-звезды!» А он и не поэт, и не композитор. У него просто есть хороший аранжировщик, хороший промоутер, хороший продюсер и хорошие деньги. И это сразу видно. Вот отсюда и соответствующее отношение к Москве...
— Но это же по сути-то несчастные люди... Не мне тебе рассказывать, какое получает человек удовольствие от того, что он написал свою песню, что он поет свою песню. По-моему, это никакими деньгами не меряется. А во-вторых, рано или поздно эти мужички в кабачках либо поумнеют, либо закончатся. И что тогда? Жить на гонорары с прошлых тиражей? Своего-то нету!
— Согласен. И вот очень здорово, что есть другие люди... Со мной вот работает музыкант Володя Коротовских у нас в городе. Он нашел свою струночку такую... Мне очень печально, что он нигде не показывается со своими песнями. И надо отдать должное, что человек нашел свою дорогу и делает свое. И делает все сам.
И когда я работал у Новикова в свое время на студии, мне было танкерными болтами в голову вбито: «Серый! Мужик - это такая вещь... Такой предмет, образно говоря... Не знаешь - не говори. Чего не видел - не ври. Взялся за нож - бей. То есть мужик должен быть мужиком». А по бомонду по сегодняшнему, по которому я прокатился, большинство - это проститутки. Большинство.
И нормальных мужиков, нормальных женщин, которые действительно ценят свое имя, ценят свое творчество, - очень мало осталось. Очень мало. Конъюнктура, конъюнктура, конъюнктура... И деньги. Если в Америке сделка приносит 3% прибыли, для них это уже здорово, а нам надо 300% и сразу. Я страну не выбирал, она мне нравится, я Россию люблю, но, ребята... Поимейте ж совесть! Аппетиты маленечко убавляйте...
Пусть у меня будет зрителей немного, меньше концертов. Я все понимаю: вся страна так живет... Но это пройдет. Все выправится. Мы такая нация, что мы в кризисе-то долго не засидимся. Мы или взорвемся, или победим, или пойдем куда-нибудь попросим... И не отдадим, в конце концов, потом. То есть все будет хорошо. Поэтому, люди, которые сейчас занимаются творчеством, - они молодцы, что это делают и не останавливаются. Опускать руки нельзя ни в коем случае: молодежь наступает...
— Знаменитый финансовый кризис-2008 как-то сказался на шансоне?
— Сказался. Одному собрать зал (даже мега-звезде) очень тяжело. И как раз поэтому мы решили объединяться в небольшие группы. Я вошел в такую группу вместе с очень хорошей исполнительницей, которая в Питере просто «порвала» зал пополам - это Афина. Еще - Саша Звинцов, скорее всего, с нами будет Жека. И я. Вчетвером. И вот такие группы, по четыре-пять исполнителей год-полтора будут выступать вместе. На большие залы надо собираться большим коллективом. Одному сейчас очень тяжело это все сделать, даже когда люди видят достойную фамилию, все равно финансы не позволяют. А работать себе в убыток не собирается никто. Поэтому в данный момент многие исполнители отказываются от концертной деятельности, дают себе какую-то передышку в плане творчества, чтобы что-то как-то переосмыслить, что-то начать писать новое...
— То есть кризис сказался положительно?
— Да. Абсолютно верно. И надо отдать должное, я заметил это на пятилетии «Музея Шансона», появилась такая хорошая тенденция: люди, которые были преданными жанру, пели лагерную лирику, такую тяжелую, они отходят от всей этой лабуды.
Все-таки, что-то в нашей жизни поменялось... Да, остались лагеря и остались заключенные, это все осталось, но та романтика, с которой раньше все это преподносилось - уже ушла. Нет этого. Люди поют в жанре, с той же хрипотцой в голосе, с той же интонацией, но поменялись тексты. Стали тексты добрее, стали тексты более склонными к размышлению, к любви... И от лагерной лирики потихонечку, люди, которые работали годами в этом жанре, стали отходить. И когда-то такое своеобразное значение слова «шансон» потихонечку превращается в такое хорошее...
— Может быть я не прав, но, как мне кажется, изначально шансоном-то и называли авторскую песню, когда автор писал песню (как Шарль Азнавур и др.), выходил к своей публике, кто в ресторанах, кто в каких-то зальчиках... Вертинский, например... А уже, наверное, на закате советской власти, когда Шуфутинский пошел к нам в записях из-за океана, Аркадий Северный, почему-то именно лагерную тематику стали воспринимать как шансон.
— Абсолютно верно! Тот же ведь Михаил Шуфутинский, когда работал за рубежом, пел песни и Вилли Токарева, и других авторов, а сейчас по-прежнему востребованный Михаил Шуфутинский какие песни потрясающие поет! Ни одной строчечки, чтобы было от раннего творчества нет ни в одной его концертной программе. Ни у Михаила Шуфутинского, ни у той же Любы Успенской.
- Иногда создается впечатление (когда включаешь радио или телевизор), что везде одни и те же лица, одни и те же песни, одна и та же «Катя, возьми телефон», которая убивает слушателей с утра до ночи... И такое ощущение, что в стране нет ничего, все вымерзли. Пустыня. И вдруг выясняется, что существует какой-то параллельный мир, где срабатывает еще старый советский метод распространения записей, как было с песнями Высоцкого, Галича, Визбора…
- Да, но кроме этого и сайт «Музей Шансона» многое делает. В день сайт посещает по всему миру около 16 тысяч человек. В сутки. Для «Музея Шансона» это очень много. И вообще-то для любого сайта 16 тысяч посещений в день - это прилично. Практически у всех исполнителей, кто занимается правильной жанровой музыкой, там фотографии выложены, публикации, песни, альбомы, постеры, все, что угодно.
Владимир Окунев очень плотно этим занимается. И если уж он «ведет» человека, то «ведет» до конца. Он живет в Питере. Самое удивительное, что это бывший милиционер, По-моему, майор. Но, несмотря на традиционно несопоставимые понятия «мент» и «вор», его настолько любят и уважают... Есть такое понятие «правильный мент». Он - правильный. Если белое, значит, белое, Если черное - черное, Попался - отвечай. Не попался - ну, тебе везет... Пока. И в жанре, в такой достаточно жесткой среде, он пользуется заслуженным уважением, авторитетом. Надо отдать должное, у него очень правильный взгляд на жизнь, сильный характер, До тонкостей правильный. Настолько, что его и воры уважают. Вот такой человек. Он никогда не врет.
— Как ты с ним познакомился?
— Мне просто в свое время повезло. Мы познакомились несколько лет назад. Я приезжал на «Шансон года» в Сочи, мы работали втроем: Катя Огонек, Владимир Черняков и я. И Сережа Любавин приезжал. В мае 2003-го. И туда же приехал Владимир Окунев. И вот мы несколько лет с ним не виделись. Но почти каждый месяц Володя мне звонил: «Сереж, что нового?». И потихонечку у меня укомплектовалась достаточно большая фонотека на этом сайте.
Но попасть на этот сайт непросто. Надо пройти «тест на правду» именно у Владимира Окунева. Потому что много исполнителей пытается там что-то разместить, но не каждому это удается. И вот пока мы шесть лет не виделись, а он меня вел, так виртуально, и благодаря ему у меня появились концерты и в Нефтеюганске, и в Тюмени, и много всего другого. Благодаря тому, что Володя чувствует: вот это парень пойдет - это нет, этот не врет – этот врет. Здорово! Здорово, что есть такие люди.
— Такой прорыв к слушателю лет 40 назад могли осуществить те, кто не врал. На контрасте с официальной «партийной» эстрадой. Прорвались тогда и Окуджава, и Галич, и Высоцкий, и Визбор, то есть люди абсолютно разные по мироощущению, по своим поэтическим предпочтениям и симпатиям, но объединенные одним: они писали так, как чувствовали и в этом не врали. И сегодня складывается похожая ситуация...
— Про вранье - это абсолютно верно. Я никого не призываю проводить параллели, но возьмите песни мега-звезды нашей эстрады - Филиппа Киркорова, который поет «ласковая моя» чего-то там и возьмите любую лирическую песню из альбома того же Саши Звинцова, в которой поется тоже про любовь. Да, у Киркорова - вокал, подача, экспрессия. У Саши, допустим, нет таких вокальных данных, но его заслушиваешься. Потому что у него ЧЕСТ-НО, ПРА-ВИЛЬ-НО. А там все виртуально... К этому надо подойти, поболеть...
Вот говорят: «Серый, напиши мне...» Под заказ... Ну да. Взял, сел и написал? Такого не бывает. Я под заказ могу написать эпиграмму, стихотворение шуточное, да пожалуйста. Но написать песню под заказ... Так не получается. У меня больше ста песен, которые и крутятся, и с которыми постоянно работаю, что-то меняю, так вот среди них нет ни одной, которую я подстроил бы под конъюнктуру: «Вот это сейчас популярно, поэтому я так и сделаю».
У меня стихи очень «незамороченные». Вот говорят: понимаю - сказать не могу. Может быть, у меня есть такой дар, что я понимаю и могу как-то это все рифмовать и очень доступным языком это все взять и преподнести. Немножко приукрасить музыкой, немножко что-то еще, и человеку становится это все близко, понятно и именно безо всяких наворотов.
— Так в этом, наверное, и есть основа такого направления, как шансон. Простота, которая находит отклик в максимальном количестве людей.
— Да. И для меня как для поэта, на сегодня в моем мире, в котором я работаю, образец - Александр Новиков. Это настолько гениальный поэт, просто - гений! Слушать песни это одно. У меня есть подарочный выпуск его книги «Песни и стихи Александра Новикова». Это читать - не перечитать! Я не хочу сравнивать его ни с Блоком, ни с Есениным, ни с Высоцким... У него свое. Я провел такую аналогию: Маяковский-Высоцкий-Есенин.
Вот три в одном - это Новиков. Гениальный поэт, который умеет еще обернуть вот это все в хорошую, но очень простую, очень доступную музыку. Как бы к нему ни относились, плохо ли, хорошо ли, но как поэт - это гений. И я буду до изжоги спорить с любым, кто скажет, что это не так...
Александр Волынцев
Нет комментариев
Добавить комментарий