Талоны на еду, которые в России прочно ассоциируются с советской эрой и дефицитом, возвращаются. Уже к сентябрю Минпромторг разработает проект введения продовольственных карточек. Они станут новым инструментом поддержки малоимущих. Механизм помощи должен заработать в 2016 году.
Пока основные параметры карточной системы неизвестны. Предполагается, что она распространится только на скоропортящиеся товары российского производства. Так, исключается накопление продуктов: пришел в магазин, отоварился и поужинал с благодарностью к государству.
Бумажные талоны остались в прошлом вместе с СССР. Люди получат обычную банковскую карту. Раз в месяц на нее будут поступать бюджетные деньги. Потратить их можно будет только в течение определенного времени и в тех магазинах, которые пожелали присоединиться к программе. Обналичить средства или отложить их про запас не выйдет: по истечении отведенного срока они сгорают. Сумма поддержки пока не объявлена. Но в Кировской области, где запущен пилотный проект, это тысяча рублей в месяц на человека.
Есть и вторая задача, которую пытается решить министерство промышленности и торговли. Карточки позволят подстегнуть потребление. А значит — удержать на плаву отечественного производителя. Все это прекрасно вписывается в программу импортозамещения, за которую как раз отвечает Минпромторг. Таким образом ведомство пытается усидеть на двух стульях: и бедным помочь, и производителей в обиде не оставить.
Население действительно беднеет. Согласно последним данным Росстата, реальные зарплаты (с учетом инфляции) россиян в апреле уменьшились на 13,2 процента по сравнению с апрелем 2014 года. В номинальном выражении их средний размер подрос всего на один процент, до 32 тысяч 805 рублей. Для сравнения: в апреле прошлого года реальные выплаты поднялись на 3,2 процента, номинальные — на 10,8.
На протяжении последних полутора месяцев инфляция увеличивается на 0,1 процента в неделю. Рост цен удалось остановить, но ценой снижения уровня жизни населения. На доходы, которые быстро тают, граждане могут приобрести все меньше товаров. Потребительская активность падает, а заодно — и вся экономика. Ведь потребление было одним их главных драйверов для ее роста.
Если верить официальной статистике, в 2014 году за чертой бедности жили 16,1 миллиона россиян. В месяц они получали меньше прожиточного минимума — в четвертом квартале прошлого года он был равен 8 тысячам 234 рублям.
При этом число недоедающих людей в РФ достигло шестилетнего максимума. Об этом свидетельствует опрос Национального агентства финансовых исследований. 7 процентов респондентов сказали, что едва сводят концы с концами и им не хватает денег на продукты питания. Больше их было только в кризисный 2009-й (8 процентов).
В Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП) «Ленте.ру» также сообщили, что население жалуется на слишком дорогую еду. За три месяца (с декабря 2014-го) в ОЗПП было зафиксировано около 200 обращений, связанных с ценами на продукты. В феврале организация обращалась в правительство с просьбой ввести продовольственные карты. В ОЗПП полагают, что это «единственный разумный выход» из ситуации. В противном случае, многим россиянам придется тратить до 60 процентов своего семейного бюджета на еду. Карточки Минпромторга призваны помочь таким людям.
Другая сторона медали — поддержка отечественного производителя. В министерстве рассчитывают, что каждый рубль, вложенный в карточную систему, даст экономике регионов пять-шесть рублей. Такой эффект, говорят в ведомстве, удастся достичь за счет мультипликации. Бюджетные деньги пройдут через сельское хозяйство, перерабатывающую отрасль, оптовиков, торговые сети — и приумножатся.
Отечественный производитель так же, как и малоимущее население, нуждается в поддержке. Промышленное производство в России по итогам апреля упало сразу на 4,5 процента. Хуже было только в октябре 2009 года (11,2 процента). Спад коснулся и пищевой промышленности. Выпуск круп снизился на 20,4 процента, соков — на 14,5, сухого молока — на 13,7, мясных консервов — на 7,9, колбасы — на 1,9.
Производство сокращается на фоне беспрецедентного падения импорта. Так, по итогам первых четырех месяцев 2015 года, ввоз рыбы в Россию рухнул почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 130,4 тысячи тонн. Импорт мяса уменьшился на 41 процент (до 155 тысяч тонн), мяса птицы — на 46,4 процента (до 65,1 тысячи тонн). Чтобы заменить иностранные продукты, нужно выпускать свои. Но производство падает. В том числе и из-за снижения спроса на товары, вызванного сокращением доходов населения.
«По ряду базовых продуктов — свежие овощи, молочная продукция — объем российского производства недостаточен для внутренних нужд», — рассказал «Ленте.ру» директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз») Дмитрий Востриков.
Минпромторг пытается «перезагрузить» забуксовавшую промышленность: люди получат немного денег, купят на них строго определенные товары, а производители обретут шанс на развитие. Благодаря росту потребления малоимущих граждан надежда появится и у экономики в целом.
Но есть одна проблема. За введение карточной системы заплатит государство. Федеральный бюджет у нас принят с дефицитом в 2,68 триллиона рублей. Региональные же бюджеты (из них также планируется финансировать программу поддержки) испытывают еще большие трудности.
По оценке главы Счетной палаты, в 2015 году дефицит субъектов федерации достигнет 950 миллиардов рублей. Кроме того, они погрязли в долгах. 4 июня международное рейтинговое агентство Standard & Poor's посоветовало региональным властям готовиться к дефолтам. В мае эксперты ВШЭ сообщали, что в 20 субъектах федерации долговая нагрузка является сверхвысокой. По данным на 1 мая, госдолг регионов превышает 2 триллиона рублей.
«Реализация данной инициативы дорого обойдется бюджету, в котором, с учетом дефицита, и так каждый рубль на счету. По разным оценкам, в год государство будет тратить около 250 миллиардов рублей», — сказал в беседе с «Лентой.ру» управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Александр Полютов. К программе есть еще несколько вопросов. Пока нет прозрачной схемы отбора производителей, механизма обеспечения должного качества продуктов, отмечает аналитик.
Деньги на раздувание социальных расходов взять неоткуда. Урезать другие затратные статьи государство не собирается. Это 8 июня подтвердил министр финансов Антон Силуанов. И отметил, что в ближайшие два-три года россиянам придется «не жировать». В то же время потенциальные доходы, на которые делает ставку Минпромторг, пока остаются делом отдаленной перспективы. Еще неизвестно, отобьются ли государственные вливания.
Что здесь главное? Накормить бедных или поддержать производство? Это дискуссионные вопросы. Так или иначе, но карточная система будет введена, и деньги из бюджета потратят. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по развитию потребительского рынка Александр Борисов отмечает, что это изменит систему поддержки производителей. Иными словами, агропром получит миллиарды рублей не напрямую, а через стимулирование потребительского спроса. Александр Борисов признает, что сейчас нормы питания не соблюдаются: многие люди недоедают мяса, овощей, фруктов. «В современном государстве не должно быть граждан, не способных удовлетворить свои базовые потребности», — прокомментировал он «Ленте.ру».
Дмитрий Востриков из Руспродсоюза, в свою очередь, полагает, что введение карточной системы — более целесообразная мера поддержки потребителей, нежели госрегулирование цен или постоянные проверки магазинов.
Тем не менее продуктовые карты — это все равно рычаг воздействия на рынок. Государство пытается построить закрытую модель экономики, стремясь выдавить с рынка иностранные товары. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что импортозамещение обойдется в 2,5 триллиона рублей. Чиновник отметил, что деньги вложит не только государство, но и бизнес. В текущих экономических условиях ждать частных инвестиций может только самый оптимистичный человек.
Вот и приходится наращивать бюджетные расходы. По сути, система продовольственных карточек — это звено программы импортозамещения, еще один шаг в сторону регулирования рынка. Фактически государство займется продовольственными интервенциями — за льготную картошку или яблоки потребитель потратит не свои деньги, а бюджетные. Таким образом будет поддерживаться искусственный спрос на определенные товары и жизнеспособность отечественных компаний. Основной риск здесь — уход от конкуренции. Проще говоря, предприятия продолжат работать не потому, что производят качественные товары по приемлемой цене, а благодаря дотациям правительства.
Нет комментариев
Добавить комментарий