Новости

Предыстория отставки Генерального

Семилетка упущенных возможностей


В советской истории экономическое развитие обычно планировалось пятилетками. Но было одно исключение: в 1959-1965 годах планы верстались на семилетку.

Можно сколько угодно долго дискутировать на тему – достигла ли хрущевская семилетка своих целей или нет, но прогресс все-таки был. Хотя и не столь значительный, как того ожидалось.

Период пребывания Сергея Баранова в роли генерального директора «Маяка» также продлился ровно семь лет. Время подводить итоги. Каков общий результат прошедшей семилетки? Если одной фразой - то полный тупик и повсеместная стагнация. Причем сослаться на объективные причины невозможно, потому что их попросту не было.

В эти годы Озерский округ и комбинат «Маяк» располагали максимумом возможностей для решения застарелых проблем и вопросов. Средств и ресурсов имелось более чем достаточно. А в результате – пшик. Ничего больше. Почему? Для ответа на этот вопрос придется вернуться на несколько лет назад и рассмотреть ситуацию с разных сторон.


Путешествие во времени

Запускаем нашу машину времени. Поехали! На дворе у нас 2009 год. Исторический шанс, который получил комбинат и Озерск вместе с ним – возможность навсегда избавиться от самого радиационно «грязного» завода в мире: химико-металлургического (№20). Завод, построенный на заре «холодной войны», безнадежно устаревший и просто опасный.

Буквально несколькими месяцами ранее – осенью 2008 года на заводе произошло очередное происшествие с пострадавшими, которое сопровождалась массовой паникой. Когда персонал, в том числе и ответственный, просто покинул свои рабочие места и «срочно эвакуировался». Героев, в общем, не оказалось.

На общее счастье, авария оказалась локальной. В противном случае… Не хочется об этом даже говорить. Разумеется, никакой информации об этом в СМИ размещено не было. Действительно, а зачем? Радиация ведь очень полезна для здоровья. И чем больше, тем лучше…

В Росатоме впервые за многие годы появился проект вполне разумного решения – свернуть производство на 20-м заводе и полностью сосредоточить его в Северске, на СХК, где существует аналогичное производство. СХК – предприятие более современное и способное проработать еще лет 10-15 без особой реконструкции и затрат. В то время как «Маяк» уже пару десятилетий назад был аварийным.

Загрузка мощностей на обоих предприятиях ничтожная – в пределах нескольких процентов. Экономического смысла содержать два практически не действующих завода нет никакого. Рациональнее собрать военное производство на одном, а второй, более устаревший, просто закрыть. Большинство из 1,8 тысячи работников 20-го завода к 2009 году достигли пенсионного возраста. Особой социальной проблемы закрытие завода не представляло. Уже в следующем году комбинат сократил две тысячи человек и этого никто даже не заметил. Проект вполне разумный. Но что тут началось!


Торжество абсурда

До сих пор невозможно окончательно понять, почему дирекция «Маяка» так воспротивилась этому решению. Никакого внятного объяснения нет. Одни эмоции и лозунги про «градообразующий» характер предприятия. На эту примитивную, в общем, уловку комбинатовцы и клюнули. В Озерске развернулась целая общественная компания по защите 20-го завода с письмами президенту и «народным гневом».

В итоге вполне разумное решение было сорвано и военное производство сосредоточено на 20-м заводе. А более современный СХК остался не у дел. В Озерске это прямое нанесение ущерба обороноспособности нашей страны до сих пор считают большим успехом. Возглавил этот процесс генеральный директор Сергей Баранов, и вся ответственность за причиненные последствия ложится непосредственно на него. Как, наверное, были благодарны ему американцы…


Жаркое, жаркое лето

Следующим этапом нашего маршрута окажется 2010 год. Жаркое сухое лето. Резкое падение воды в Иртяше, когда береговая линия отошла на несколько метров. При всем желании естественное испарение таких масштабов достичь не могло. Что же случилось? Предположительно произошел массированный сброс воды водопользователем ПО «Маяк». Для чего? Чтобы пополнить пересыхающие от засухи мелководные водоемы-накопители – Метлинский пруд, 11-й водоем и так далее. То есть залить водой то, что предполагалось испарять с помощью охлаждения реакторов гипотетической ЮУАЭС.

Мало того, что людей тридцать лет кормили байками про необходимость АЭС в энергетике региона, так еще и воду сбросили для подпитки тех прудов, которые и без АЭС превосходно пересыхают. В результате Иртяшу нанесли серьезный урон, от которого озеро не смогло оправиться до сих пор. Одним из следствий экологического ущерба и невежества водопользователей стала проблема с сине-зелеными водорослями и неприятным запахом. Готова дирекция комбината нести ответственность за эти действия? Нет, они не признаются ошибочными.


Вами займется ФСБ!

История с озером не помешала Сергею Баранову выставить свою кандидатуру на выборах в Законодательное собрание области. Более того – обеспечить избрание мало кому известного Константина Цыбко. Так что немалая доля ответственности за похождения непредсказуемого сенатора лежит непосредственно на С.Баранове. Без его участия никакого Совета Федерации Цыбко было просто не видать.

А вот как достигался нужный результат, вы прекрасно помните. Колоссальное давление и запугивание вплоть до увольнения. От работников комбината мы слышали, что их прямо заставляли голосовать за С.Баранова и «Единую Россию» с Цыбко во главе партийного списка. Угрозы шли примерно следующего характера: «Если не проголосуете - вами ФСБ будет заниматься; ни вы, ни ваши дети на комбинате больше работать не будут». Зависимые и робкие в душе комбинатовцы с готовностью капитулировали.

Вся политическая и прочая деятельность Сергея Баранова должна была закончиться уже в том же 2010 году судебным процессом. Но этого не случилось. Почему-то…


Судьба шутит

Судьба иногда действительно шутит. И довольно жестоко. В начале 2012 года Константин Цыбко почему-то решил, что ему необходимо взять под контроль комбинат «Маяк», а вернее, его финансовые потоки и поставить во главе предприятия «своего» человека. Такой вариант Тарасова-2. Видимо, был уверен в могуществе своих тогдашних покровителей. С этой целью он начал активную беготню по Росатому с дискредитацией гендиректора. И весь дальнейший конфликт Баранова и Цыбко – это просто борьба за должность. Впрочем, об этом много написано в городской прессе, особенно муниципальной. Но кто помог К.Цыбко вообще стать сенатором, как не сам С.Баранов? Судьба шутит…


Цена вопроса

В качестве одной из основных причин отставки бывшего генерального называют срыв строительных подрядов. Вдумайтесь – в аварийное и устаревшее предприятие вкладываются колоссальные бюджетные средства. Ради чего? Путин выделил Росатому четыре триллиона рублей. Вот их и «осваивают». Рационального смысла в реконструкции комбината нет никакого. Это самая радиационно загрязненная площадка в мире и смысла в ее дальнейшем использовании просто нет. Проще и разумнее закрывать и консервировать. Даже малой части высвобожденных средств с лихвой хватит, чтобы переобучить и обеспечить работой весь персонал предприятия.

Кстати – а какова цена вопроса? Держитесь крепче, а лучше сядьте. В интервью «Вестнику Маяка» С.Баранов сообщил, что в 2012 году на строительных работах комбинатом освоено 8 миллиардов рублей. За год. Но строители, которые этим как раз и занимались, говорят о 2, максимум 2,5 миллиардах. Это значит, что примерно 6 миллиардов бюджетных средств «освоены» только на бумаге. Это два годовых бюджета Озерского округа, сброшенных в никуда. Но это на самом деле мелочи.


Закупки

Вот что говорится на официальном сайте Росатома (http://zakupki.rosatom.ru/) о закупках в 2013 году ПО «Маяк». Всего в прошлом году общая стоимость договоров, заключенных «Маяком» по результатам закупки товаров, работ, услуг составила скромную такую сумму в 193.930.078.946,02 рублей. То есть 193 миллиарда 930 миллионов с копейками. За один год!

Это самый большой опубликованный показатель в Росатоме. Из них стоимость договоров, сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которых приняты решения правительства РФ, составила 188.509.099.264,00 рублей, то есть большую часть этой астрономической суммы.

На комбинате по последним сведениям числится 11,6 тысяч человек персонала. Общий фонд заработной платы составит примерно от 4 до 6 миллиардов рублей в год, максимум 3 процента от суммы закупок. В 2012 году на ремонтно-строительных работах, по словам С.Баранова, освоено 8 миллиардов рублей. В 2013 вряд ли больше. Где, как и на чем оказалось освоено 188 с половиной миллиардов «секретных» рублей, понять невозможно. Это некие абстрактные величины, которые никак на реальную экономику не влияют.

Постараемся хотя бы мысленно представить себе, что это такое - 193,9 миллиарда рублей. Это три таких города как Озерск, построенных с нуля в чистом поле. Это четыре таких предприятия как Магнитогорский металлургический комбинат. Это 190 тысяч современных рабочих мест в промышленности. Примерно по 16 рабочих мест на каждого работника «Маяка».

В конце концов - это новое качество жизни для десятка таких городов как Озерск. А каков итог в реальности? Вы его видите? Что такое важное и нужное было закуплено и на чем освоены эти бюджетные ресурсы? Все просто закопали в живописные радиоактивные руины. Под предлогом роста обороноспособности, разумеется. Настоящая экономическая диверсия против нашей страны.

И как озерским обывателям относиться к отставке Сергея Баранова? Как к неизбежному итогу, который должен был произойти еще несколько лет назад. За эти семь лет упущено было все, что только можно упустить. Деградация города стремится к критической точке. И в немалой степени ответственность за нынешнее состояние дел должен нести Сергей Баранов.


                                                                                                                         Александр ЧЕРНИКОВ


От редакции. Теперь пару слов о депутатстве С.Баранова в Заксобрании области. Как справедливо пишет в муниципальной газете ведущий аналитик современности Е.Вяткина, закон действительно предусматривает возможность С.Баранову исполнять свои депутатские обязанности дистанционно. Однако, учитывая то, что за последние четыре года о деятельности депутата Баранова ничего не было слышно, вряд ли стоит предполагать, что он озаботится городскими проблемами, проживая в Москве. Ни разу наш депутат не отчитался о своей работе в Заксобрании, не провел практически ни одного полноценного депутатского приема избирателей (один из наших постоянных читателей жаловался, что он дважды записывался к С.Баранову на прием, и дважды прием не состоялся). Полагать, что Сергей Васильевич наверстает упущенное «дистанционно», мягко говоря, нет оснований. От «небольшой озерской фракции» в ЗСО не осталось и следа.

Нет комментариев

Добавить комментарий