Новости

На Урале разоблачили суперугонщиков

Следователь отдела по расследованию тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группировками, следственной части ГСУ МВД России по Свердловской области, старший лейтенант юстиции Андрей Будяев рассказал "РГ", как удалось поймать и вывести на чистую воду похитителей.

Андрей Будяев: С конца 2010 года в Екатеринбурге стали пропадать дорогие автомобили марок Mazda 6, Toyota Rav 4, Nissan Murano, Honda Pilot и CR-V, Land Cruiser Prado стоимостью свыше миллиона рублей. Они угонялись, как правило, со стоянок торговых центров. Причем похитители зачастую выбирали машины с номерами других регионов - Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Челябинской области, Пермского края... Расчет преступников был очевиден: жители соседних регионов часто приезжают в Екатеринбург за покупками, и в случае пропажи автомобиля им сложно сориентироваться в незнакомом городе. Поэтому у угонщиков было время скрыться и спрятать украденное. Банда похищала автомобили буквально за 2-3 минуты, пока хозяева, ничего не подозревая, совершали покупки.

Как известно, банда промышляла угоном около года. Почему ее никак не удавалось вычислить?

Андрей Будяев: Дело в том, что группировка тщательно готовилась к совершению преступлений, прорабатывала действия каждого участника, применяла меры конспирации - действовала технично и слаженно. Ее организатор был тесно связан с криминальным миром и знал, как полиция могла вычислить угонщиков. Поэтому, например, члены банды надевали вещи больших размеров и закрывали лица головными уборами. А также старались выбирать машины, которые находятся вне зоны видимости видеокамер. При этом незаметно переправляли краденое в места временного хранения.

Если у угонщиков была настолько отлаженная схема, на чем они в конце концов прокололись?

Андрей Будяев: После очередного похищения они оставили автомобиль в частном секторе на окраине города. Во время выполнения плана "Перехват" сотрудники ДПС заметили дорогую машину, похожую по приметам на угнанную иномарку. Прибывшие на место оперативники прождали пять часов, пока за авто не приехал один из преступников. Его задержали. Но поначалу угонщик отрицал свою вину. Настаивал: знакомые попросили перегнать иномарку в другой город, и он, заподозрив неладное, намеревался отвезти ее в полицию. Однако сотрудники правоохранительных органов нашли доказательства того, что тот угонял дорогие авто, причем не один, а вместе с подельниками. И в конце концов преступник пошел на сделку со следствием и во всем сознался.

Что это была за банда? И как ей удавалось угонять элитные иномарки, если те наверняка были оснащены серьезными системами защиты?

Андрей Будяев: В ходе следствия выяснилось, что организатором группировки был человек, ранее имевший сеть игровых клубов по всему Уралу. Когда игорный бизнес оказался вне закона, он был вынужден искать другой источник прибыли. Но не нашел ничего, что бы стало приносить ему такой же внушительный доход, поэтому решил заняться угоном и последующей продажей дорогих автомобилей. Тем более такой опыт у него уже был. Преступник некогда зарабатывал сбытом похищенных машин, даже был осужден за это. Понятно, что он не мог заниматься кражами в одиночку. Поэтому решил собрать группу подельников из четырех хорошо знакомых людей: трое из них когда-то работали в его игровых клубах, и он им очень доверял, еще один - делал ремонт в его коттедже.

Главарь тщательно продумал процесс, распределил роли, обучил своих "подопечных" навыкам угона автомобилей. Кроме того, обеспечил их жильем в Екатеринбурге, предоставил машину для передвижения, приобрел для них телефоны, а также постоянно снабжал сим-картами, зарегистрированными на посторонних лиц, чтобы их не могли вычислить.

Благодаря связям в криминальном мире организатор ОПГ смог достать на черном рынке оборудование нового поколения, предназначенное для угона машин, в том числе специальные код-грабберы. Эти устройства считывают сигналы, идущие от "брелоков" к сигнализации, сохраняют их в памяти и затем могут воспроизводить. Вооружившись техникой, преступники дожидались, когда владелец поставит машину на охрану, записывали сигнал и затем разблокировали салон. Причем выбирали иномарки, оснащенные определенным видом сигнализации. Далее они заводили автомобиль либо простым нажатием кнопки "старт", либо "проворотом" - особой заготовкой для запуска двигателя.

Как преступники выбирали автомобиль: угоняли первый попавшийся или предварительно выслеживали?

Андрей Будяев: В основном находили на парковке торгового центра. Но часть машин высматривали заранее: отслеживали, как хозяева паркуют авто на ночь около дома. Например, они выследили девушку, которая обычно по утрам выезжала с парковочного места, выходила из машины, чтобы закрыть площадку на цепочку, и возвращалась в салон. В следующий раз, когда хозяйка вышла из авто, оставив внутри ключи, они с помощью "брелока" заблокировали двери. И, когда владелица пошла домой за вторым комплектом ключей, открыли машину и похитили ее.

И куда они увозили авто?

Андрей Будяев: Сначала перегоняли иномарки в гаражный бокс на окраине Екатеринбурга, специально арендованный для хранения похищенных машин. Там меняли госномера, выжидали некоторое время, а затем в утренние часы вывозили транспорт в закрытый город Озерск Челябинской области, где проживал организатор банды.

Кому и как продавались автомобили?

Андрей Будяев: Главарь лично руководил подготовкой машин к продаже: придавал им рентабельный вид, изменял маркировку агрегатов, устанавливал новые номера, изготавливал поддельные документы. Он стремился, чтобы автомобили выглядели как новые, чтобы покупатель ни о чем не догадался. А потом по своим налаженным каналам продавал краденые авто в России и отправлял в страны СНГ через Казахстан. После продажи он присваивал себе большую часть выручки, а остальное распределял между подельниками - сумма зависела от роли участника. В связи с тем, что многие машины были переправлены за границу, из 55 автомобилей удалось найти только 12. Это иномарки, которые еще не нашли покупателя или находились в пользовании у родственников организатора ОПГ.

Могут ли пострадавшие теперь добиться возмещения ущерба?

Андрей Будяев: Во время расследования часть владельцев угнанных машин уже предъявили иски, и по решению суда изъятые машины им будут возвращены.

Где сейчас находятся угонщики?

Андрей Будяев: Правоохранительным органам удалось задержать четверых членов банды, включая организатора. Трое находятся под стражей до суда, а один - на подписке о невыезде. Еще двое объявлены в федеральный розыск.

Расследование уголовного дела завершено. Собрана достаточная доказательная база: материалы дела составляют 36 томов. В отношении преступника, который согласился сотрудничать со следствием, дело было выделено в отдельное производство и направлено в суд. Уголовное дело в отношении остальных участников недавно было направлено для утверждения обвинительного заключения в прокуратуру Свердловской области, после чего оно также будет передано в суд. Угонщикам грозит до 10 лет лишения свободы.

Нет комментариев

Добавить комментарий